Как предупреждается переутомление первоклассников на уроках?

Содержание

Утомляемость у школьников. « Блог

Как предупреждается переутомление первоклассников на уроках?
Утомляемость школьника.

Образовательные технологии в современных школах сегодня таковы, что позволяют в быстром темпе осуществить обучение школьника, его воспитание и развитие.

Однако, использование этих технологий нередко ведет к ухудшению здоровья учащихся. Интеллектуальные перегрузки приводят к стрессам, а, следовательно, могут сказаться на физическом и психическом здоровье ребенка.

Особенно актуальна эта проблема весной. Когда ребенок просто «устал» от школы.

Повышенные нагрузки, которые испытывают школьники – это серьезная проблема не только для учителей и врачей, но и в первую очередь для родителей.

Так, за последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в два раза. В связи с этим объем домашних заданий тоже увеличился. А кроме школы еще есть спортивные секции, музыкальные и художественные школы, различные кружки и факультативы. В общем, отдыхать не приходится.

Как распознать утомляемость школьника? Как помочь ребенку справится с этими нагрузками? Об этом мы и поговорим в этой статье.

Утомляемость школьника

Если вы замечаете, что ваш ребенок стал вялым, бледным, у него пропал аппетит, а после школы он чувствует себя уставшим и ему все время хочется отдохнуть – это признак усталости.

Утомляемость школьника – это такое состояние организма, которое характеризуется временным снижением работоспособности в результате длительной и чрезмерной нагрузки.

Школьная усталость может сопровождаться снижением иммунитета. А сниженный иммунитет, как мы все знаем, ведет к снижению защитных сил организма и, следовательно, к возможности развития заболеваний.

В первую очередь, о чем нужно подумать родителям, которые столкнулись с такой проблемой – это о распорядке дня. О разумном чередовании занятий и отдыха, отдавая предпочтение пребыванию на свежем воздухе и подвижным играм. На сегодня физическая активность современных детей оставляет желать лучшего.

Современные дети чаще свой досуг проводят не на прогулке, а перед экраном телевизора или компьютера. А ведь нехватка движения плохо сказывается не только на физическом развитии ребенка, но и на психологическом состоянии. Так, например, бегая, прыгая, играя в подвижные игры или просто гуляя на свежем воздухе, ребенок снимает внутреннее напряжение.

Большое значение имеет полноценное и качественное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов. В рацион ребенка необходимо включать больше овощей и фруктов. Орехи, курага, абрикосы, яблоки, виноград очень полезны для детского растущего организма.

Также при переутомлении со сниженным иммунитетом полезны отвары следующих лекарственных растений: шиповника, клюквы, черники, калины, малины, смородины, душицы, мяты, эхинацеи.

Если вы видите, что ваше чадо стало уставать, а на фоне школьных нагрузок снизился иммунитет поддержать его можно с помощью пробиотиков. Всем давно известно, что 80% иммунитета – это здоровая микрофлора кишечника.

Поэтому, позаботившись о ней, мы заботимся об иммунитете.

Именно микрофлора кишечного тракта принимает активное участие в созревании клеток иммунной системы, обеспечивая защиту от проникновения бактерий и вирусов в кровь.

Кроме того, многие исследования показали, что прием пробиотиков помогает нормализовать психосоматическое состояние ребенка, улучшить сон и процессы мышления. Отличным помощником в такой ситуации станут живые активные бифидо- и лактобактерии, содержащиеся в высококонцентрированных жидких пробиотических препаратах «БифидумБаг», «Трилак», «Экофлор».

Утомляемость школьника и витаминные комплексы. Получая дополнительно достаточное количество витаминов, ребенок легче справится с учебной нагрузкой, ему будет проще сконцентрироваться на поставленных задачах и усвоить новый материал. При высокой утомляемости и сниженном иммунитете школьнику особенно необходимы витамины группы В, витамины С, А, Е и D, а также микроэлементы цинк, йод и железо.

Лекарственные препараты, которые содержат полный состав витаминов и микроэлементов, необходимые ребенку при повышенных школьных нагрузках: Компливит Актив, Витрум Юниор, Витрум Тинейджер, Мульти-табс Юниор, Пиковит форте 7+, Алфавит Школьник.

Нервное истощение

Если не приять никаких мер по устранению школьной утомляемости, то процесс пойдет дальше.  Усталость никуда не исчезает. Она начинает накапливаться. Ребенок становится раздражительным или наоборот, чересчур плаксивым. На любые замечания, даже самые безобидные, он реагирует неадекватно. Появляются вспышки гнева, ухудшается сон, появляется безразличие ко всему происходящему вокруг.

Утомляемость школьника и плохой сон приводит к тому, что организм ребенка совсем не отдыхает в ночное время, что еще больше усугубляет его состояние. В поведении ребенка начинают просматриваться тревожность, он становится чрезмерно активным и подвижным. Это и есть нервное истощение или невроз. А это уже тревожное состояние.

Не думаю, что нужно кого-то убеждать в том, что начинать нужно с отношений в семье. Спокойная обстановка дома, организация правильного образа жизни, создание условий ребенку для полноценного отдыха – это первое с чего необходимо начать.

Из народных средств при нервных перенапряжениях применяются успокаивающие и тонизирующие сборы на основе следующих лекарственных растений: ромашки аптечной, валерианы лекарственной, пустырника пятилопастного, мяты перечной, мелиссы лекарственной, элеутерококка, жень-шеня, лимонника и т.д.

Полезны ванны с добавлением настоев лекарственных трав или эфирных масел.  Из лекарственных препаратов при нервном перенапряжении применяют:

Тенотен детский – препарат оказывает успокаивающее и противотревожное действие. Повышает сопротивляемость организма к психоэмоциональным нагрузкам. Стимулирует умственную деятельность, улучшает память и увеличивает способность к обучению. Уменьшает повышенную возбудимость, снижает раздражительность, устраняет тревогу, повышает концентрацию внимания, помогает снять утомляемость школьника.

Глицин – препарат уменьшает психоэмоциональное напряжение, снижает агрессивность, конфликтность, повышает социальную адаптацию. Облегчает засыпание, нормализует сон. Повышает умственную работоспособность.

Магне В6 – в период повышенной физической и умственной нагрузки, при стрессе потребность в магнии у ребенка увеличивается. Магний необходим для нормального функционирования клеток, а также он участвует в регуляции передачи нервных импульсов. Магне В6 снижает повышенную раздражительность и утомляемость школьника, нормализует сон, уменьшает учащенное сердцебиение.

L-карнитин – это природное вещество, родственное витаминам группы В. Повышает устойчивость организма к интенсивным физическим и психоэмоциональным нагрузкам. Повышает работоспособность и выносливость, снижает утомляемость. Особенно хорошо зарекомендовало себя средство у спортсменов. При интенсивных тренировках препарат улучшает скоростно-силовые показатели и координацию движений.

Головные боли у школьников

«Школьные головные боли» у школьников встречаются все чаще и чаще. Очень часто дети, особенно подростки, пользуются этим, чтобы уйти с урока или пропустить целый учебный день. И тут родителям надо быть внимательными.

Если ребенок, уйдя из школы, занимается своими делами, требующими напряжения зрения и ума, и при этом не жалуется на усиление головной боли, то, скорее всего эти жалобы надуманны.

В этом случае нужно искать причину, почему ребенок не хочет ходить в школу.

Если же в результате интеллектуального напряжения у ребенка появляются головные боли, а при чтении книг или работе за компьютером они усиливаются, на это нужно обратить особое внимание.

Головная боль – это признак того, что ребенок испытывает большую эмоциональную и учебную нагрузку. Чаще всего такие боли возникают из-за большого напряжения зрения.

Как правило, боль локализуется в области затылка или лобной области.

В этом случае необходимо уменьшить нагрузку на глаза, правильно организовать рабочее место ребенка и упорядочить режим дня. Ребенку необходимо чаще гулять на улице.

Эффект от прогулки равен эффекту от приема двух обезболивающих таблеток.

Доказано, что дневной свет благоприятно влияет на здоровье ребенка, уменьшает нагрузку на глаза, в результате чего уменьшаются головные боли и снижается утомляемость школьника.

Во время каникул головные боли у ребенка чаще отсутствуют. А вот по возвращении в школу они опять появляются. В случае упорных и постоянных головных болей необходимо проверить зрение у окулиста.

Очень важно, при плохом зрении у ребенка, правильно подобрать очки. Они должны быть иметь легкую оправу, чтобы она не давила на переносицу.

Необходимо поговорить с классным руководителем, чтобы ребенку создали такие условия, которые уменьшали бы нагрузку на глаза.

Если у ребенка зрение в норме, а головные боли продолжаются, необходимо обратиться к врачу-неврологу. Врач посоветует уменьшить нагрузки и назначит соответствующее лечение.

Он поможет ребенку снять эмоциональный стресс и научит ребенка расслабляться.

Как правило, если уменьшить нагрузки и дать ребенку отдохнуть, то в течении 10 дней у школьника нормализуется самочувствие и головные боли проходят.

Из народных средств хорошо подойдут отвары лекарственных растений: ромашки аптечной, пустырника пятилопастного, мяты перечной, мелиссы лекарственной, элеутерококка, жень-шеня.  Благотворно на организм ребенка действуют и ванны с отваром из этих лекарственных трав. Морковь и черника оказывают благотворное действие на функции и состояние органов зрения.

Из лекарственных препаратов применяются тенотен детский, глицин, магне В6, L-карнитин. Данные лекарственные препараты помогут справиться с большими физическими и психоэмоциональными нагрузками, повысить физическую и умственную работоспособность, повысить устойчивость к стрессам, снять утомляемость школьника. В результате головные боли пройдут.

В пубертатный период у девочек головные боли связаны с периодом полового созревания. Как правило, с наступлением менструации головные боли уменьшаются или уходят совсем. У мальчиков в этот период тоже могут быть головные боли, которые со временем и после лечения у врача-невролога также проходят.

Нарушения концентрации внимания у школьников

Нарушения концентрации внимания у школьников могут быть следствием переутомления в школе, нервного истощения или невроза. Проявляется это в том, что ребенок не может длительно сконцентрироваться на какой-то задаче, его внимание неустойчиво, он часто отвлекается, плохо сидит на уроке, на выполнение домашних заданий уходит много времени. Все это, естественно, сказывается на успеваемости.

В данном случае прекрасно помогают уже ранее упомянутые лекарственные препараты: Тенотен детский, Глицин, Магне В6.

Очень полезны для мозговой деятельности грецкие орехи. Ведь не зря внешне они очень похожи на головной мозг.

Благодаря высокому содержанию в них Омега-3 жирных кислот, витаминов и микроэлементов значительно улучшаются мыслительные способности ребенка.

Это выражается в быстром запоминании информации и ее легком воспроизведении, устраняют рассеяность и способствуют повышению концентрации внимания, снижается утомляемость школьника.

Из витаминных комплексов хорошо подойдут препараты, содержащие в своем составе Омега-3 жирные кислоты, холин и йод. Они способствуют интеллектуальному развитию ребенка,  улучшают память и способствуют повышению концентрации внимания.

Обратите внимание! Вся информация предоставлена в ознакомительных целях. Все, перечисленные лекарственные препараты имеют противопоказания. Перед их применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Рекомендуем прочитать: “Дети и интернет”.

Источник: https://BudtezZdorovy.ru/schastlivyj-rebyonok/utomlyaemost-u-shkolnikov.html

10 признаков переутомления ребенка в школе

Как предупреждается переутомление первоклассников на уроках?

Sobesednik.ru определил 10 признаков усталости школьника, на которые обязательно нужно обратить внимание родителям.

Школа  — ч­удесное время, но вместе с тем трудное. А иногда школьная нагрузка становится непосильным бременем для ребенка. Как понять, что он перегружен? 

1. Ребенок стал хуже спать

Неважно, как именно испортился сон – трудно ли ваш школьник засыпает, просыпается ли по ночам, нарушен ли у него режим сна и бодрствования (вечером не может заснуть, утром с трудом просыпается, днем ходит сонный). Изменение сна – первый признак эмоционального перенапряжения как у взрослых, так и у детей.

2. Он жалуется на головную боль

Яркий и тревожный симптом, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Дело может быть не только в перегрузках, но и в настоящих болезнях, поэтому за ребенком нужно наблюдать предельно внимательно и при необходимости обратиться к неврологу. А первым делом, конечно, умерить свои амбиции насчет его школьных успехов и разгрузить его. 

3. У него часто плохое н­астроение

Одно дело – расстроиться из-за двойки, другое – постоянно расстраиваться по миллиону разных поводов. В том числе мелких, сиюминутных. Не только повышенная капризность, плаксивость и вспыльчивость должны насторожить и навести на мысль, что ребенок не справляется с предложенной ему учебной нагрузкой, но и любые изменения настроения, которых не было до учебы.

4. Кажется, что ребенок стал лениться

Вы просите убрать книги – он кивает и ничего не меняется. Вы договариваетесь, что он поможет вам на кухне – он вроде бы рад, но тут же забывает. Ребенок кажется рассеянным, не может подолгу заниматься делами, которые раньше любил, нехотя садится за уроки или вовсе «забывает» про них. Все это с большой вероятностью не имеет никакого отношения к лени, а связано с хронической перегрузкой.

5. Он стал чаще болеть

Если до 1-го класса ребенок был домашним, то есть не посещал сад, частые болезни скорее всего означают адаптацию, которой вы надеялись избежать: он «знакомится» с инфекциями, которыми другие дети переболели еще в детском саду.

Но повышенная восприимчивость организма может быть и следствием снижения иммунитета из-за хронических перегрузок. Более того, частые болезни могут быть подсознательной реакцией на излишнее давление со стороны родителей, требующих успехов.

Ребенок не может сказать «нет» открыто и делает это с помощью болезни: он заболевает — его наконец оставляют в покое.

6. Ребенок п­ерестал играть

Вообще любая резкая перемена в поведении ребенка, в его привычках, отказ от любимых занятий — тревожный симптом, на который нужно обращать внимание. Перегрузки лишают его эмоциональных и физических сил даже на приятные дела.

7. Появились вредные п­ривычки

Дети теребят волосы, грызут ногти, качаются на месте и пр. не от скуки, а чтобы успокоиться. Они не «нахватались глупостей», это психика испытывает давление, с которым организм пытается справиться, как может.

8. Он не сидит на месте

Признаком перегрузки может быть не только вялость и апатия, но и физическая гиперактивность. В раннем детстве ребенок, переутомившийся сверх меры, начинал бегать по квартире кругами, вместо того чтобы упасть на кровать и заснуть. Это реакция незрелой нервной системы. В младшей школе дети могут реагировать на перегрузки так же.

9. Возникают п­роблемы с аппетитом

Насторожить должны любые – ест ли ребенок меньше обычного или, наоборот, требует больше и чаще. А также жажда, выбор каких-то определенных продуктов и вообще любая странность, которой не было раньше.

10. Ребенок стал рассеянным

Вроде бы все в норме — сон, аппетит, настроение, вроде бы ребенок не валится без сил в середине дня и утром не канючит, что не хочет в школу. Уроки выучены, кружки не пропущены, жаловаться особо не на что.

Вот только ребенок какой-то рассеянный: отвечает невпопад, витает в облаках, не может сразу определиться с желаниями.

Если замечаете такое не в первый раз и учителя говорят о том же, возможно, дело в излишней нагрузке, которая оказалась ребенку не по силам.

Совет

Есть смысл поговорить с классным руководителем ребенка или школьным психологом. Они, как правило, знают школьную ситуацию изнутри и порой могут подсказать, когда ребенок просто ленится, а когда он действительно страдает от непосильной нагрузки. 

Подсказка

Родителям стоит знать, что у них есть право перевести ребенка на другую форму обучения.

Например, взять дополнительный выходной (самый простой вариант на тот случай, если ребенок переутомлен), получить индивидуальные занятия или вообще сделать обучение домашним.

Все это возможно по договоренности с администрацией школы и на основании заключения врача. Не всегда смена фор­мы обучения оправданна и необходима, но знать о такой возможности стоит.

Как понять, сколько кружков – норма

Пытаясь вложить в ребенка как можно больше полезного, что пригодится потом в жизни, родители впадают в крайности: с одной стороны, говорят, что дети перегружены школой, с другой – пытаются впихнуть в их расписание еще и музыку, спорт, иностранные языки и кружок моделирования. И при этом задаются вопросом: не много ли?

Неврологи говорят, что родители, жалея ребенка, часто преувеличивают нагрузку. Понять их можно. На самом деле нет каких-то нормативов, регламентирующих количество кружков и секций. Все дети разные, и единой формулы тут быть не может. Одним много и школьных уроков, другим по силам график, когда весь день расписан буквально по минутам.

Врачи советуют ориентироваться на состояние и поведение ребенка: если он доволен, бодр, с радостью занимается тут и там, не отстает в школе, значит, все в порядке. Просто следите за ребенком, разговаривайте с ним и многое поймете сами.

Источник: https://sobesednik.ru/zdorove/10-priznakov-pereutomleniya-rebenka-v-shkole

Как школьникам избежать переутомления | Карапуз-PRO

Как предупреждается переутомление первоклассников на уроках?

Опубликовал Сентябрь 18th, 2017 – admin

Начало очередного учебного года связано с возникновением у школьников и их родителей ряда проблем. После продолжительных каникул дети плохо входят в рабочий ритм. Уроки, спортивные секции, различные кружки буквально наваливаются на них и грозят стать непосильной ношей.

Особенно нелегко приходится первоклассникам и подросткам. Так и до переутомления недалеко. Не стоит недооценивать опасность этого явления для формирующегося организма и неокрепшей детской психики. Избежать серьезных нагрузок, к сожалению, не удастся.

Поэтому родителям следует дозировать их, грамотно распределяя и уверенно отсекая все лишнее.

Расписание дня

Как бы банально это не звучало, но нужно со всей серьезностью подойти к составлению распорядка дня. Это очень важно для рациональной организации трудового дня школьника.

В распорядок следует вписать посещение школы, дополнительные занятия, кружки и тренировки. Здесь также должно быть отведено достаточное количество времени для отдыха, прогулок и игр.

Кроме того, многим учащимся младших классов все еще необходим полуденный сон.

Работа по дому развивает ряд полезных качеств и навыков, следовательно, не стоит освобождать детей от этих обязанностей. Но нужно помнить, что любой род занятий должен сменяться отдыхом. Распорядок дня ребенка следует не просто прикинуть в уме, а расписать на листе бумаги, хорошенько проанализировать, внести исправления и дополнения, красиво оформить и вывесить на видном месте.

Также нужно будет постоянно контролировать, чтобы школьник его придерживался.

В школе ребенок работает. Это родители должны четко осознавать. Школьники испытывают умственные, физические и психологические нагрузки. У них активно работает память и воображение. Им постоянно нужно сосредотачиваться, быть внимательными, и сдерживать свою неусидчивость.

Учителя кричат на них, принуждают к чему-то, наказывают, а нередко и обижают, обзывают, поднимают на смех, унижают пред одноклассниками. Приходится нелегко. Сверстники жестокие, портфели тяжелые, оценки далеко не всегда объективные и уроков задают много.

Болят руки от длительного писания и попа от жестких стульев, ноет спина и затекает шея. По возвращении домой ребенку нужен отдых, внимание и понимание. А еще вкусный и сытный обед. Но это далеко не все требования к рациону школьника.

Еда также должна быть витаминизированной, натуральной, сбалансированной и свежей. Растущий организм должен получать все необходимые вещества в полном объеме.

После обеда надо дать ребенку передохнуть. Наиболее предпочтительной будет прогулка.

Не все родители знают, что сидение перед телевизором или за компьютером нагружает детскую нервную систему, поэтому подобное времяпрепровождение нельзя считать достаточным отдыхом, особенно для учащихся младших классов.

Перерыв между уроками и выполнением домашних заданий не должен быть очень большим. Чем дольше ребенок отдыхает, тем сложнее ему потом вновь настроиться на рабочий лад. Оптимальное время — 20-40 мин.

Признаки и симптомы переутомления

По ребенку не всегда видно, что он устал от школьных занятий. К тому же не все дети могут осознавать, что они утомлены. Также нередки случаи, когда дети, страдающие от переутомления, не сообщают родителям о своем состоянии.

Причины здесь могут быть разные: боязнь быть непонятыми, опасение бурной реакции взрослых, нежелание расстраивать близких, высокий уровень самодисциплины, замкнутость.

Поэтому нужно отслеживать состояние школьника, вовремя выявлять признаки переутомления, такие как:

— раздражительность,— нарушения сна,— появление головных болей,— бледность,— ухудшение аппетита,

— апатию, вялость или несвойственную гиперактивность, а также другие изменения в поведении и привычках ребенка.

Как помочь ребёнку?

Реагировать нужно сразу, пока нарушения не перешли в хроническую форму. Начать следует с пересмотра режима дня. Возможно, ребенок перегружен. Судите сами: школа, уроки, факультативы, секции (кружки), репетитор, домашние обязанности. А еще хобби, которое хоть и доставляет удовольствие, но также и утомление вызывает.

Может вы слишком требовательны к ребенку? Оцените все трезво и объективно. Не судите по себе. Перед вами всего лишь ребенок, у которого еще не оформилась личность и только развивается организм.

И даже не сравнивайте с тем, какими были вы в этом возрасте. Это другой человек, со своими возможностями, потребностями, стремлениями. В силу объективных причин нынешнее молодое поколение более слабое и болезненное.

Разве можно его винить в этом?

Нельзя также сравнивать ребенка с ровесниками. Даже братья или сестры могут серьезно отличаться характером, темпераментом, способностями и возможностями. Так что нужно отнестись к ребенку с любовью и пониманием. Желание родителей, чтобы их ребенок был умнее, сильнее, успешнее других вполне естественно. И основа для всего этого закладывается в детстве. Но не надо идти напролом.

Перегружать детей нельзя, иначе это может вызвать серьезные сбои в работе молодого организма. Тогда возможны нервные срывы, проблемы психологического характера, физиологические нарушения, расшатывание психики. Не все это можно будет исправить. Так что лучше предупредить развитие переутомления. Это не так уж сложно.

Источник: https://karapuzpro.ru/vospitanie/kak-shkolnikam-izbezhat-pereutomleniya.html

Переутомление у школьников: признаки и профилактика, как помочь школьнику

Как предупреждается переутомление первоклассников на уроках?

Каждые родители хотят вырастить своих детей умными, талантливыми и успешными. Однако благие намерения иногда приносят больше вреда, чем пользы. Чрезмерная нагрузка в школе, масса дополнительных факультативов приводят к переутомлению ребенка. А это в свою очередь чревато ухудшением успеваемости в школе и даже возникновением проблем со здоровьем.

Что такое утомление? Признаки переутомления у школьника Причины возникновения переутомления Профилактика переутомления – Сколько должен спать школьник? – Правильная организация учебного процесса – Свободное время и питание школьника

Утомлением называют такое состояние, которое формируется вследствие напряженной умственной или физической нагрузки. Утомление, прежде всего, проявляется снижением работоспособности и субъективным ощущением слабости.

Основным механизмом развития утомления является изменение соотношения тормозных и возбудительных процессов в мозге. Утомление протекает в две фазы:

  • Первая фаза — возбуждение нервной деятельности;
  • Вторая фаза — торможение нервной деятельности.

В первой фазе происходит ослабление процессов торможения и на первый план выступают реакции возбуждения. Как это проявляется? Ребенку сложно удерживать внимание. Он то и дело отвлекается на посторонние разговоры, что-то выкрикивает, смеется.

Отмечается и двигательное возбуждение. Школьнику буквально сложно усидеть на месте, он ерзает на стуле, вскакивает с места.

Также утомление проявляется тем, что малыш начинает вертеть в руках ручку, рисовать что-то в тетрадке, ни с того ни с сего почесываться или гримасничать.

Во второй фазе процессы возбуждения угнетаются и преобладают процессы торможения. На этом этапе утомление очень хорошо заметно. Ребенок становится вялым, зевает и потягивается, может подпирать голову рукой или вовсе обессилено лечь на парту. Школьник не принимает участие в дискуссии, а на вопросы учителя отвечает вяло и невпопад.

Признаки переутомления у школьников

Утомление является защитной реакцией организма, развивающейся в ответ на чрезмерную физическую и умственную нагрузку. Это нормальное состояние. Признаки утомления бесследно исчезают после отдыха, и ребенок снова становится активным и способным к обучению.

Когда же ни смена деятельности, ни продолжительный отдых или сон не приводят к исчезновению этих признаков — говорят о развитии переутомления. По большому счету переутомление — это продолжительное, накопившееся утомление. Это уже патологическое состояние, которое создает предпосылки к развитию нервно-психических, а также соматических заболеваний.

Признаками переутомления являются:

  • Снижение умственной работоспособности — ребенок с трудом запоминает новый школьный материал, допускает ошибки при выполнении заданий, ухудшается успеваемость;
  • Снижение физической работоспособности — минимальная физическая нагрузка быстро вызывает у малыша слабость;
  • Выраженные психические расстройства, проявляющиеся бессонницей, плохим аппетитом, повышенной тревожностью малыша, появлением страхов, плаксивостью, эмоциональной лабильностью;
  • Вегетативные нарушения — колебания артериального давления, аритмия, головные боли;
  • Снижению реактивности организма — частые простудные заболевания.

Причины возникновения переутомления

При правильно организованном режиме работы и отдыха, а также умеренных физических и умственных нагрузках переутомление ребенку не грозит. Наиболее часто к появлению утомления приводят такие факторы:

  1. Несбалансированный режим дня;
  2. Недосыпания;
  3. Недостаточное пребывание на свежем воздухе;
  4. Отсутствие физических нагрузок;
  5. Большой объем учебной информации, получаемый ребенком в школе и на факультативах;
  6. Длительные однообразные занятия;
  7. Отсутствие чередования труда и отдыха.

Профилактика переутомления у школьников

Переутомление – это состояние, которое негативно сказывается не только на успеваемости малыша, но и на его здоровье. А поэтому допускать развития утомления крайне нежелательно.

Родителям нужно вовремя остановиться в стремлении вырастить из ребенка гения. Когда у ребенка буквально каждый час расписан занятиями в школах раннего развития и всевозможных кружках — переутомления избежать не удастся.

С таким большим объемом учебной информации малыш попросту не способен справиться.

Рекомендуем прочитать: Переутомление – причины, признаки, лечение у взрослых и детей

Сколько должен спать школьник?

Стоит помнить, что для нормального развития ребенка очень важно организовать режим труда и отдыха. У малыша должен быть полноценный сон, причем продолжительность сна различна для разных возрастных групп.

Так, ночной сон для младшеклассников должен длиться десять часов, а для школьников средних классов — девять часов. Отход ко сну — не позже 22.00. При этом ко сну нужно подготовить ребенка: не подпускать поздно вечером к компьютеру, проветрить комнату.

Кроме того, первоклашкам не стоит игнорировать и дневной сон.

О правилах здорового детского сна рассказывает педиатр, доктор Комаровский:

Правильная организация учебного процесса

При организации режима дня нужно учитывать физиологические подъемы работоспособности в течение суток. Так, максимальная работоспособность наблюдается в период между 8-12 и 16-18 часами. В утреннее время ученики очень хорошо воспринимают школьную информацию, ну а в период 16-18 часов вечера необходимо запланировать выполнение домашних занятий.

Правильно организованное рабочее место позволит ребенку быстро и эффективно делать домашнее задание, не испытывая при этом усталости.

Обратите внимание

Рабочее место малыша дома также нужно обустроить должным образом. Стол должен располагаться на уровне солнечного сплетения школьника, а стул — быть удобным и обязательно со спинкой. Рабочее место нужно располагать в освещенной части комнаты, также необходимо водрузить на стол лампу.

Очень важно чередовать виды деятельности. Не зря говорят, что лучший отдых — это смена деятельности. Во время выполнения домашних занятий нужно делать небольшие физкультминутки.

Ребенку стоит встать, немного размяться. Особенно хорошо будет, если родители будут делать физкультминутки с малышом в игровой форме.

Ну а проведение гимнастики для глаз позволит снять напряжение с органа зрения.

Свободное время и питание

Записывая ребенка на многочисленные факультативы и кружки, родители лишают малыша свободного времени. А ведь это время необходимо школьнику для того, чтобы отдохнуть и восстановить свои ресурсы.

Но свободное время нужно проводить с пользой, а не за компьютером или планшетом. Ежедневный режим дня обязательно должен включать прогулки на свежем воздухе, даже в холодную пору года.

Общая продолжительность пребывания школьника на свежем воздухе должна составлять около трех часов в день.

Не стоит забывать и о правильном питании. Детский организм растет очень быстро и нуждается в полезных веществах. Питание должно быть сбалансированным и полноценным. Кратность приемов пищи 4-5 раз в день. При этом последний прием пищи должен быть не позже, чем за два часа до сна.

Родителям стоит помнить, что своевременная профилактика переутомления поможет ребенку эффективнее осваивать школьные предметы, расти здоровым и счастливым ребенком.

Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель

8,197  4 

(41 голос., 4,49 из 5)
Загрузка…

Источник: https://okeydoc.ru/pereutomlenie-u-shkolnikov-priznaki-i-profilaktika/

Утомление у младших школьников проявляется

Как предупреждается переутомление первоклассников на уроках?

Утомление у младших школьников проявляется прежде всего в изменении высшей нервной деятельности, в изменении соотношения тормозных и возбудительных процессов и протекает в 2 фазы:

В 1-й фазе происходит ослабление процессов активного торможения — “растормаживание тормоза”, которое особенно ярко проявляется у младших школьников. В поведении детей отмечаются характерные изменения, которые можно квалифицировать как речевые и двигательные реакции возбуждения.

В этой стадии утомления (фаза возбуждения) возникают речевые реакции: посторонние разговоры, подсказывания, выкрики, неадекватный смех, хоровые ответы, пение.

Кроме того, наблюдаются двигательные реакции возбуждения: посторонние движения, вскакивание с места; залезание под парту, сосание ручки, почесывания и причесывания, игра с посторонними предметами, гримасничание.

Затем наступает II-я фаза утомления (фаза торможения), которая характеризуется ослаблением процессов возбуждения и преобладанием процесса торможения.

В поведении детей можно отметить характерные речевые и двигательные реакции торможения: , замедленные, вялые ответы, молчание в ответ на вопросы учителя, расслабленная поза, дети полулежат на парте, зевают, потягиваются, трут глаза, не участвуют в работе.

Учащиеся средних и особенно старших классов активными волевыми усилиями могут подавлять 1-ю фазу утомления, поэтому процессы утомления у них носят более глубокий характер

Переутомление можно охарактеризовать как длительное, накопившееся утомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме.

Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.). Могут также наблюдаться различные вегетативные

расстройства, особенно со стороны сердечно-сосудистой системы.

Выраженными признаками переутомления являются следующие:

1)  стойкое снижение умственной и физической работоспособности;

2) выраженные нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность, различные фобии);

3) стойкие вегетативные нарушения (аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу);

4) снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

Указанные признаки не исчезают после кратковременного отдыха или ночного сна нормальной продолжительности.

Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и вегетативных нарушений школьникам необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Продолжение учебных занятий на фоне переутомления неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитии организма ребенка, на состоянии его здоровья. Г.Н. Сперанский справедливо считал переутомление виновником многих патологических состояний, возникающих у детей и подростков.

Для профилактики переутомления у школьников учебный процесс должен строиться: во-первых, с учетом физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков; во-вторых, учебная нагрузка должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка; в- третьих, должны строго соблюдаться гигиенические требования к режиму и условиям обучения.

Во время учебной деятельности работоспособность организма заметно изменяется. Типичная кривая работоспособности выглядит следующим образом: вначале работоспособность повышается (период врабатывания), затем она держится на высоком уровне (период высокой продуктивности) и, наконец, постепенно снижается (период снижения работоспособности или утомления).

Отсюда следует, что начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена.

Повышенные требования к учащимся можно и нужно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достигла наивысшего уровня.

В это время рекомендуется излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы.

В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковая работа и др.

Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности.

В зоне прогрессивного падения работоспособности требовать выполнения интенсивных нагрузок недопустимо, так как при этом происходит истощение энергетических потенциалов организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьника.

Составление расписания школьных занятий должно проводиться обязательно с учетом возраста учащихся, а также динамики их дневной и недельной работоспособности.

Суммарный недельный объем учебных нагрузок не должен превышать в 1-х классах — 20 учебных часов, во 2-х — 22, в 3-4-х — 24, в 5-8-х —30ив9-11-х— 32 часа. Количество факультативных занятий также должно регламентироваться.

Проводить их желательно в дни с наименьшим количеством уроков и не менее, чем через 45-60 мин после обязательных занятий. Для 6-летних школьников разработан специальный “тренирующий”, ступенчатый режим обучения.

Он предусматривает ограничение длительности урока, постепенное увеличение количества уроков, отсутствие домашних заданий в 1-м полугодии. В сентябре-октябре для этих учащихся рекомендуют проводить не более 3 уроков в день продолжительностью по 30 мин, в ноябре- декабре — 4 урока по 30 мин, с января — 4 урока по 35 мин.

В нашей стране, как и во многих странах мира, установленная продолжительность урока равна 45 мин. Однако достоверно доказано, что в течение первых трех лет обучения (у 6-8-летних детей) быстрое снижение работоспособности наступает уже после 35 мин занятий.

На последних 10-15 мин урока у них нарушается нейродинамика коры большого мозга, а также проявляется чрезмерная статическая нагрузка на опорно-двигательный аппарат при длительном сидении. Для учащихся 1-х классов максимальная продолжительность урока — 35 мин.

Для учащихся 2-х классов гигиенисты рекомендуют проводить комбинированный урок, т.е.

последние 10 мин дети находятся в классе, но учитель использует это время для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.

При проведении урока следует помнить

При проведении урока следует помнить, что способность к сосредоточенному вниманию колеблется у детей школьного возраста от 10 до 30 мин. На продолжительность времени активного внимания влияет тип высшей нервной деятельности, состояние здоровья ребенка, степень его развития, методика учебного процесса и условия внешней среды.

Новый материал нужно объяснять в период максимальной способности к сосредоточенному вниманию (основная часть занятия). После окончания этого периода происходит быстрое снижение способности к вниманию. Поэтому для продуктивной работы учитель должен переключить учащихся на другой вид деятельности.

При этом способность к вниманию сначала снова возрастает, а затем опять падает, причем более быстро.

Продолжительность активного внимания укорачивается в том случае, если учитель преподносит новый материал неинтересно и монотонно, если материал слишком труден и если внимание учеников снижается под влиянием каких-либо факторов окружающей среды (высокая температура, холод, шум и др.). Хорошо известно, что дети устают быстрее, если нагрузка во время занятий приходится преимущественно на один анализатор.

Физиологи доказали, что переход от одного вида деятельности к другому благотворно влияет на функциональное состояние организма школьников. Согласно учению И.П. Павлова это объясняется возникновением отрицательной индукции, т.е.

возбуждение, сконцентрированное в одном участке коры головного мозга, обуславливает в окружающих участках коры противоположный процесс — торможение.

В связи с этим необходимо, особенно у младших школьников, в течение урока чередовать различные виды деятельности (чтение должно сменяться рассказом по картинке, письмом и др.).

Кроме того, очень важно широко использовать наглядные пособия, т.к. при наглядном методе обучения в большей степени участвует 1-я сигнальная система, в то время как при словесном способе обучения — 2-я сигнальная система, которая (особенно в младшем школьном возрасте) развита хуже.

Использование технических средств обучения (телевидение, кинофильмы, диафильмы, звукозаписи) в учебном процессе нарушает монотонность урока, придает занятиям эмоциональную окраску и в итоге способствует повышению работоспособности и успеваемости учащихся.

Однако не следует нарушать при этом нормативов, разработанных в отношении длительности использования ТСО на уроках, в связи с повышением нагрузки на ЦНС, особенно на зрительный и слуховой анализаторы.

Для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения учитель начальных классов обязательно должен проводить на уроках физкульт- минуты.

Сдваивать уроки не рекомендуется во всех классах, за исключением случаев, когда проводятся лабораторные и контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время (лыжи)

Перерывы являются такой же важной частью воспитательного процесса, как и урок. Правильное чередование работы и отдыха является одним из основных положений гигиены воспитательного процесса. Любой урок вызывает некоторое утомление, которое должно быть устранено в течение перерыва.

Физиологами установлено, что на перемене происходят: восстановление сниженной к концу урока работоспособности и упрочение ее на этом уровне. Минимальная продолжительность перемен между уроками составляет 10 мин. Большая перемена (после 2-го урока) длится 30 мин.

Вместо одной большой перемены допускается устанавливать две перемены (после 2-го и 3-го уроков) по 20 мин. Перерыв должен являться активным отдыхом, а поэтому недопустимо, чтобы ученики проводили его, сидя за партой. Перемены необходимо проводить на свежем воздухе.

Имеется ряд работ, убедительно показывающих, что движения на свежем воздухе благоприятно влияют на работоспособность детей в течение следующего урока.

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели.

Сочетания видов деятельности в режиме учебного дня могут быть чрезвычайно разнообразными.

Однако следует отдавать предпочтение тем, которые обеспечивают сохранение работоспособности учащихся к концу занятий на высоком уровне.

Для рационального составления расписания должны учитываться трудности предметов и преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной практики и пения.

Это наименее утомительные уроки, которые при правильной организации могут снимать утомление, возникшее на предшествующих занятиях. Известно, что с 3-го урока у младших школьников и с 4-го урока (в старших классах) быстро падает работоспособность и укорачивается продолжительность активного внимания.

Поэтому наиболее трудные предметы следует включать в расписание младших школьников первыми или вторыми (у старших — вторыми, третьими уроками), т.е.

проводить их в период наиболее высокой работоспособности учащихся, 3-й урок в начальной школе (соответственно, 4-й урок — у учащихся средних и старших классов) должен быть с преобладанием динамического компонента, что дает возможность школьникам переключаться с умственной деятельности на физическую.

Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (например, математика, физика, иностранный язык); лучше чередовать их с менее трудными предметами (например, история, математика, география). Школа, к сожалению, часто не может выполнить этих условий, так как не имеет достаточного количества учителей, которые бы обеспечили выполнение такого расписания

Динамика недельной работоспособности, несомненно, должка учитываться при составлении расписания занятий. Известно, что в понедельник работоспособность учащихся не самая высокая, т.к. имеет место врабатываемость после выходного дня (особенно удлиняется период врабатываемости после двух выходных дней).

Во вторник и особенно в среду работоспособность повышается, начиная с четверга наблюдается падение работоспособности. Следовательно, в расписании необходимо снижать нагрузку в понедельник и четверг и максимально использовать высокую работоспособность в другие дни недели. В настоящее время многие школы перешли на 5-дневную неделю.

Два выходньх дня обеспечивают более благоприятные условия для детей. Исключается один из дней с пониженной работоспособностью (суббота). Более продолжительный отдых в течение двух дней дает возможность активно использовать их для занятий физкультурой, поездок с семьей за город и др.

Однако гигиенисты считают, что пятидневка в школе допустима только при сокращении объема общей недельной нагрузки.

Все виды внешкольной работы учащихся должны исходить из тех же положений, что и школьная работа, составляя с ней единое целое. Так, приготовление домашних заданий не должно занимать в 1-м классе более 0,5-1 ч, во 2-м — 1-1,5 ч, с постепенным увеличением до 3 ч в 9-11 классах.

Если длительность домашней подготовки превышает указанное время, она становится неэффективной и служит причиной переутомления школьников. Так же, как и в школе, после 45 мин домашней подготовки нужно устраивать короткий перерыв, предназначенный для домашнего отдыха.

Для детей младшего школьного возраста период непрерывной работы должен составлять 30 мин. При работе дома должны соблюдаться гигиенические требования, предъявляемые к освещению, микроклимату, рабочему месту и т.д. Недостаточное освещение вызывает утомление зрения.

Желательно, чтобы домашние задания выполнялись при естественном освещении. Рабочее место, за которым ученик готовит домашние задания, должно отвечать тем же требованиям, что и в школе.

:

Добавить статью в закладки

Источник: http://PortalEco.ru/gigiena-i-ekologija-cheloveka/utomlenie-u-mladshih-shkolnikov-projavljaetsja.html

Переутомление школьников: Причины школьного переутомления

Как предупреждается переутомление первоклассников на уроках?

Как часто мы слышим от своих детей фразы «Больше не могу!», «Ненавижу эту школу!» и другие подобные выражения, выплескивающиеся вместе с эмоциями на фоне утомления и раздражения школьников. В связи с чем же возникает переутомление школьников? Как справиться с этим современным массовым явлением?

Основные причины школьного переутомления, которые определяют его степень и интенсивность у каждого конкретного ребенка, можно свести к трем общим, но первостепенно важным моментам.

статьи:

Первая причина — субъективные качества и свойства самого ребенка-ученика

Сюда относятся его физическое здоровье (состояние организма, соматические заболевания), особенности мозговой организации, особенности высшей нервной деятельности (тип темперамента), особенности интеллектуального развития (работа психических процессов), степень развития волевой организации и самоконтроля ребенка (личностные черты и качества).

Особенности развития ребенка порой просто не позволяют ему в полной мере усвоить материал, концентрировать внимание, укладываться во временные рамки выполнения заданий и т.д.

Зачастую основа многих проблем кроется в незрелости мозговых отделов, что отвечают за подпитку структур мозга, подачу на них энергии, активность/пассивность организма (подкорковые образования).

Если энергии недостаточно, весь мозг, даже хорошо устроенный, не может активно и эффективно работать. “Школьный невроз. Ребенок устает и не хочет ничего делать”:

Вторая причина — содержание и продолжительность школьного обучения

Разнообразие школьных дисциплин, репетиторы по отдельным предметам, дополнительное образование – все это приводит к школьным перегрузкам, которые, накладываясь на индивидуальные особенности конкретного ученика (см. первую причину), перерастают в переутомление школьников. Ребенок устает физически, а с падение физических сил, происходит истощение и мозга.

Заметим, что особенно переутомление школьников вызывает род деятельности, который даётся ребенку с большим трудом. У мозга не получается справиться с поставленным заданием, а отсутствующий положительный результат понижает самооценку и вызывает психологический дискомфорт, что дает дополнительный стрессовый эффект.

Возможно, причина школьного невроза в авитаминозе?

Третья  причина — повышенные требования родителей и преподавателей

Родители как значимые взрослые в погоне за успешностью своего ребенка везде и во всем порой перестают его чувствовать, понимать, жить в согласии с его индивидуально-психологическими особенностями.

Завышенные требования родителей к ребенку, как правило, обусловлены их собственной активной позицией с опорой на «идеальные» примеры из современного мира. Но конкретный ребенок не всегда может и должен (а порой и НЕ ДОЛЖЕН вообще) с учетом его индивидуальных особенностей соответствовать образу сына подруги, т.е.

определенному представлению взрослых о том, каким успешным, талантливым, гениальным ему необходимо стать.

Переутомление школьников: Последствия и рекомендации

  1. Ухудшение физического здоровья;
  2. Ухудшение психического здоровья;
  3. Снижение мотивации учения и не успешность в ней.

Поэтому необходимо сразу почувствовать и скорректировать любые проявления школьного переутомления ребенка:

  • Появление раздражительности, плаксивости, необычного реагирования на повседневные ситуации;
  • Нарушение сна и аппетита;
  • Постоянные высказывания типа «Мне все надоело!», «Ничего не хочу!»;
  • Состояние перевозбуждения, невозможность успокоиться, отдохнуть после длительного напряжения;
  • Появление невнимательности, повышенной отвлекаемости;
  • Нарушение контактов со сверстниками и взрослыми;
  • Нарушения со стороны нервной системы (неврозы);
  • Головные боли, боли в животе и другие соматические проявления.

Лучшее средство от любого переутомления – это отдых!

Поэтому родители с учетом этого средства должны создать своим деткам определенные условия учения, чем значительно облегчат им жизнь:

  • Четкий, понимаемый режим дня;
  • Смена видов деятельности (активных и пассивных);
  • Учёт особенностей нервной системы, уровня работоспособности, основного канала восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильного) хотя бы при выполнении домашних заданий;
  • Оптимальная нагрузка школьных и внешкольных занятий;
  • На каникулах и в выходные дни по возможности исключить дополнительные уроки, заменив их активным отдыхом (в частности, ходьбой, ездой на велосипеде, прыжками на скакалке и т.д.);
  • Водные процедуры в любом проявлении (плавание, контрастный душ, растирание влажной массажной рукавичкой и тд.);
  • Массаж стоп и кистей;
  • Общение с животными (если оно приносит положительные эмоции).

И самое главное! Дорогие родители, будьте бдительны, будьте внимательны к своим деткам, какими бы взрослыми и сильными они вам не казались! Больше общайтесь с ними и старайтесь услышать то, что они хотят вам донести, а не то, что вам самим хочется услышать! Принимайте их такими, какие они есть, со всеми достоинствами и недостатками, и просто помогайте им, они нуждаются в вашей помощи! И тогда они будут по-настоящему счастливы!  (1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://daddys.world/useful-information/health/pereutomlenie-shkolnikov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.